Инвалидная коляска с независимой подвеской

Филин Виктор Михайлович
директор ООО «Агропродмаш»
Филин Михаил Дмитриевич
г. Новочеркасск

Инвалидная коляска с независимым приводом

Лица с ограниченными возможностями пользуются  различными колясками – комнатные, активные, прогулочные и спортивные. К наиболее распространенным можно отнести коляски активного типа. Они приводятся в движение за счет вращения руками обода, закрепленного на колесе.

При разработке инвалидных колясок инженеры, как правило, уделяли много внимания для того, чтобы уменьшить вес и габариты изделия, облегчая этим передвижение человека по асфальтированному покрытию  или по помещению. Но такие коляски совершенно не приспособлены для грунтовых и некачественных покрытий, что заставляет инвалида с особенными потребностями быть привязанным к городской среде и квартире. Пользуясь  такой коляской, инвалид испытывает дискомфорт, часто переворачивается вбок или опрокидывается назад.

Многие специалисты стремятся существующие модели усовершенствовать для увеличения возможностей людей, пользующихся колясками, облегчить и обезопасить их жизнь, обеспечить максимальную их мобильность и комфорт.

Зарубежные специалисты разрабатывают адаптированные коляски с различными системами подвески.  Наиболее распространенными являются подвески независимые и зависимые.

Как правило, наши инвалиды получают коляски с зависимой подвеской, у которых колеса располагаются параллельно друг другу  на жесткой или складной раме. Независимая подвеска, в основном, применяется на импортных колясках, например, коляска Ortonica (Ортоника) DELUX 520 с амортизаторами, у которой регулируется жёсткость. С помощью системы рычагов и амортизаторов колеса крепятся к раме автономно друг от друга. При этом каждое колесо независимо друг от друга реагирует на неровности покрытия, принимая основную часть колебаний на себя.  При езде по неровной поверхности колеса не отрываются от нее, что способствует повышению устойчивости коляски. Система независимой подвески таких колясок гарантирует надежное сцепление колес с дорожным покрытием. Кроме того, спускаясь с препятствия, амортизаторы поглощают часть удара, возникающего при соприкосновении колеса с него. По мнению специалистов, сглаживание вибраций и ударов снижает нагрузку на позвоночник, уменьшает риск возникновения травм, повышает качество жизни колясочника. Ведь удары и вибрации особенно негативно отражаются на позвоночнике и межпозвоночных дисках, создают риски возникновения различных травм,  становятся причинами хронических болей в спине. Поэтому независимая подвеска обеспечивает комфорт пользователя.  За счет наличия амортизаторов, коляски могут выдержать передвижение даже по труднодоступным участкам дороги.

Производство колясок с независимой подвеской в нашей стране не налажено, поэтому нами при модернизации имеющихся колясок выбирались рамы с максимально уменьшенным весом, что обеспечило  быструю и удобную езду на ней, позволило самостоятельно передвигаться по неровным дорогам и спускаться с тротуарных бордюров  широкому кругу колясочников.

Эффективность использования независимой подвески в конструировании инвалидных колясок с целью уменьшения вибрации, передаваемой от неровностей дорожного покрытия к пользователю, подтверждено научными исследованиями, проведенными в исследовательской лаборатории эргономического проектирования города Питтсбурга, США. Ими установлено, что при эксплуатации инвалидной коляски пользователь постоянно испытывает на себе удары и вибрации, передаваемые от колес, неизбежно сопутствующие прохождению неровных участков дороги и преодолению различных препятствий. Такие нагрузки особенно негативно отражаются на позвоночнике и межпозвоночных дисках, создавая риски возникновения различных травм и становясь причинами хронических болей в спине. Так как большая часть энергии от  вибрации поглощается пользователем инвалидного кресла. Помимо этого, ими установлено, что без надлежащей поддержки устойчивого положения позвоночника пользователи инвалидных колясок, как правило, принимают ссутулившееся положение, которое характеризуется наклоном таза назад и уплощением поясничного отдела позвоночника. Данная поза вызывает деформацию межпозвоночных дисков, увеличению в них внутреннего давления и, как следствие, боли. Для тех, кто использует инвалидные коляски как основное средство передвижения, эта поза может предполагать до 14 часов в день. Зарубежные ученые на основании результатов проведенных исследований пришли к выводу о целесообразности применения независимой подвески в конструкциях инвалидных колясок для профилактики травм и повышения комфорта пользователя путем снижения уровня ударной вибрации и ускорений при спусках. Мы, в свою очередь, в процессе испытаний инвалидной коляски с независимой подвеской собственного изготовления, убедились в эффективности такого инженерного решения. Кроме того, пришли к выводу, что оснастить можно любую активку устройствами независимой подвески в условиях небольших мастерских.  На фото представлен один из вариантов такого устройства, а на видио – его работа при движении по неровной поверхности.

 

На видео представлен фрагмент преодоления бордюра с углом наклона 18 градусов: